Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/107774
Заглавие документа: Междисциплинарная интеграция на основе информационно-коммуникационных технологий как условие повышения качества профессиональной подготовки в вузе / научный руководитель О. Л. Жук
Авторы: Жук, О. Л.
Сиренко, С. Н.
Колесников, А. В.
Твердовская, Л. Ю.
Тема: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Народное образование. Педагогика
Дата публикации: 2013
Издатель: Минск : БГУ
Аннотация: Объектом исследования выступает междисциплинарная интеграция в образовательном процессе учреждения высшего образования. Цель работы – разработка и апробация теоретико-методических основ междисциплинарной интеграции, базирующейся на междисциплинарных задачах и информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и способствующей повышению качества профессиональной подготовки в вузе. Основными методами исследования выступают анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; моделирование; педагогический эксперимент; наблюдение; анкетирование. Основные результаты: • раскрыта педагогическая сущность междисциплинарной интеграции в новых социокультурных условиях (глобализации, информатизации, социально-экономической интеграции, динамики рынка труда), которая предполагает согласование в логике прикладной направленности всех составляющих учебного процесса вуза (целей, результатов, содержания, форм, методов и средств обучения) и характеризуется содержательно-технологической взаимосвязью учебных дисциплин с научно-прикладными проблемами, с содержанием и способами профессиональной деятельности будущих специалистов; а также единством (согласованностью) процессов обучения и воспитания в вузе; • выявлены современные методические принципы междисциплинарной интеграции в вузе; • обоснована актуальность проблематики устойчивого развития в логике междисциплинарной интеграции и раскрыты организационно-педагогические условия совершенствования образовательного процесса вуза с учетом требований междисциплинарного подхода и идей устойчивого развития; • определены четыре группы универсальных междисциплинарных компетенций (интегрированные, методологические, исследовательские, социальные) и лежащие в их основе знания и умения, а также условия их развития; • выявлены принципы и приемы конструирования междисциплинарных задач на основе ИКТ, отличительные характеристики и классификация задач; • разработана и апробирована комплексная методика междисциплинарной интеграции; • представлены рекомендации и предложения по осуществлению междисциплинарной интеграции; • разработаны, апробированы и представлены междисциплинарные задачи, которые могут быть внедрены в образовательный процесс вузов. Степень внедрения. Междисциплинарные задачи и комплексная методика междисциплинарной интеграции внедрены в БГУ в процесс преподавания учебных дисциплин: «Основы информационных технологий» (для студентов специальностей «Философия», «Социология» факультета философии и социальных наук, с сентября 2013 – для студентов специальности «Политология» юридического факультета); «Педагогика» (для студентов специальности «Информация и коммуникация» факультета философии и социальных наук), «Педагогика и психология высшей школы» (для студентов магистратуры БГУ); а также реализованы в Академии управления при Президенте Республики Беларусь в процессе преподавания дисциплин: «Разработка и сопровождение информационных web-ресурсов», «Компьютерная графика и мультимедиа», «Web-дизайн и компьютерная графика» (для студентов специальности «Управление информационными ресурсами»). Более 300 студентов из этих учреждений высшего образования были вовлечены в экспериментальную работу. Рекомендации по внедрению полученных результатов содержатся в обоснованных и представленных в данной работе организационно-педагогических и методических рекомендациях для преподавателей вузов по реализации междисциплинарной интеграции, а также в предложениях для руководителей учреждений высшего образования в области междисциплинарной интеграции. Область применения. Полученные результаты могут быть использованы в образовательном процессе учреждений высшего образования с целью повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Экономическая эффективность полученных результатов заключается в том, что внедрение в образовательный процесс вузов республики разработанных междисциплинарных задач и комплексной методики междисциплинарной интеграции будет способствовать сбережению интеллектуальных и материальных ресурсов при разработке учебно-методического обеспечения учебного процесса. Кроме того, это будет содействовать повышению качества профессиональной подготовки студентов через сформированность у них междисциплинарных компетенций. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования. Междисциплинарная интеграция, базирующаяся на междисциплинарных задачах и ИКТ, будет способствовать созданию и широкому внедрению междисциплинарных спецкурсов для студентов всех специальностей, открытию междисциплинарных специальностей (специализаций) и новых факультетов междисциплинарной направленности.
URI документа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/107774
Регистрационный номер: № госрегистрации 20130427
Располагается в коллекциях:Отчеты 2013

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
Отчет 20130427 Жук.doc12,71 MBMicrosoft WordОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.